http://mukcun.woya.ru/u/2014/05/05/3486/logo.jpg
http://mukcun.woya.ru/u/2014/05/05/3486/logo.jpg

Что такое моральная экономика

Лука ВОЛОПАСОВ

«Только после того, как последнее дерево будет срублено,
Только после того, как последняя река будет отравлена,
Только после того, как последняя рыба будет поймана,
Только тогда вы поймёте, что деньги нельзя есть?»
(Вождь племени индейцев Айова Белое Облако)

Ныне никто не будет спорить о том, что капитализм это совершенно аморальная система, где все нацелено на извлечение максимальной прибыли, минимизацию производственных издержек и превращении всего и всех в товар. Но капиталисты утверждают, что их система базируется на так называемой рыночной экономике, которая даже несмотря на все её издержки наиболее эффективна в плане удовлетворения человеческих потребностей. В таком случае стоит разобраться, что в капитализме есть от экономики и что от удовлетворения потребностей.

Экономика или хрематистика?

Ещё античный мудрец Аристотель отделял экономику, которая нацелена на удовлетворение реальных человеческих потребностей, от хрематистики, которая нацелена на обогащение путём спекуляции, ростовщичества и эксплуатации.

В экономике деньги — это средство, средство обмена. В хрематистике деньги — это цель. Всякий, кто ознакомится с коротким определением Аристотеля, сразу уяснит для себя, является ли капитализм экономикой или хрематистикой.

Теперь что касается удовлетворения потребностей при капитализме. Капиталисты и их глашатаи — либералы-рыночники — считают, что только при капитализме возможно максимальное удовлетворение потребностей индивида. Но с их точки зрения, основные человеческие потребности — это стремление к постоянному обогащению, материальным благам и комфорту. Всё остальное — это блажь, чудачество, отклонения от нормы.

Капитализм превращает жизнь в вечную гонку за материальными благами и социальным статусом, а работу превращает в вечный стресс, где нет никакой уверенности в будущем.

Но у людей есть и другие потребности, которые игнорируют рыночники. Это потребность в натуральной здоровой пище и одежде, прочных и качественных вещах, в спокойной, безмятежной жизни, стабильности и возможности заниматься любимым делом в окружении своих товарищей без постоянного страха потерять рабочее место или разориться. Излишне говорить, что именно эти потребности при капитализме удовлетворяются хуже всего.

Капитализм превращает жизнь в вечную гонку за материальными благами и социальным статусом, а работу превращает в вечный стресс, где нет никакой уверенности в будущем. Правда, капитализм обеспечивает изобилие (не для всех) продуктов и дешёвых товаров в период своего роста. Но что это за вещи и продукты? В них всё меньше и меньше натуральных компонентов, и всё больше и больше химии, синтетики и прочих искусственных добавок.

А вещи, которые раньше могли служить долгие десятилетия, теперь быстро устаревают и их нужно менять через каждые пару лет. Не зря капиталистический способ производства уже давно называют копроэкономкой (экономикой дерьма). Ещё точнее его можно было бы назвать копрохрематистикой.

В своё время деньги появились как средство обмена одних товаров на другие с целью удовлетворения насущных потребностей. Зато при господстве рынка всё больше начинает господствовать потребность просто иметь как можно больше денег, даже без цели их потратить на что-то полезное. Деньги из средства превратились в цель. И ради этой цели люди стали готовы на что угодно — лгать, предавать, убивать, терять своё время, здоровье, свободу, друзей и любимых. Во имя увеличения абстрактных циферок на банковских счетах люди полным ходом уничтожают планету.

Читать полностью: http://www.sensusnovus.ru/featured/2016/01/11/22513.html


Комментарии
Нет комментариев
Чтобы добавить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться или войти
http://mukcun.woya.ru/u/2014/05/05/3486/logo.jpg